Последние новости

23:40
От «Крокуса» до исполнительного листа: зачем ФССП взялась за миллиардера Араса Агаларова
23:26
Казань перегнула? Как международные амбиции Минниханова вывели Кремль из себя
23:20
Москва — Оренбург: как спецслужбы выдавливают азербайджанскую мафию с двух фронтов
22:30
Миллион за статус: как московский чиновник Хлестов пытался купить «боевой опыт» через отряд «Барс»
17:00
Герасимову выставили ультиматум: зачем Кремль ищет замену главе Генштаба — и кто может его сменить?
16:00
Домодедово под налоговым прессом: как через Калининград стартовала зачистка активов Каменщика
14:00
Девелопер под угрозой: почему ПИК тонет в долгах — и кто управляет компанией из тени?
13:23
29 миллиардов и 'открытое окно': почему дело Цаликова может стать точкой невозврата для Минобороны и МЧС
13:00
Миллиарды на агитацию и недвижимость: кто и как финансирует политические партии в России
12:00
1 миллион за зачет и ‘двойка по заказу’: как декан Сардарян превратил МГИМО в теневой механизм обогащения
11:00
Кто скупает остатки Ростеха? Распродажа активов института Громова уводит имущество к людям Чемезова
09:00
Мусорные миллиарды и старая схема: кто пытается вернуть контроль над ТКО на Урале — и зачем?
22:39
Кто заменит Слуцкого? В ЛДПР начался передел власти — и история с Ниловым лишь первая трещина
20:23
На 95 тысяч дотаций — и часы за миллиард: как Чечня живёт на деньги Москвы, оставаясь одной из беднейших республик
19:00
Добряков уходит: как катастрофа SSJ-100 и конфликт с Минпромторгом подорвали позиции замглавы Росавиации
18:00
Ушёл тихо, но с обысками: почему отставка Магомедова — это не просто финал чиновника, а сигнал о демонтаже старой системы в Дагестане
17:00
Подпиши — или лишишься мандата? Почему выборы в Чувашии превращаются в кампанию давления и мобилизации
16:24
От угроз к покаянию: зачем Соловьёв снова лезет в Баку — и кто напомнит ему про извинения в прямом эфире?
16:20
Что потеряет Баку, если Москва перекроет кран: готовы ли в Азербайджане к разрыву экономических связей с Россией?
16:00
Теневая вертикаль МВД Ингушетии: как 1,2 миллиарда исчезли под видом премий — и кто прикрывал схему?
12:00
1,8 миллиарда на паузе: кто срывает реконструкцию парк-отеля в Пензе и зачем «Корпорация туризм РФ» тянет проект на дно?
11:00
15 миллиардов в воздух: почему сорвался проект «Екатеринбург-Юг» и что теперь делать с мусором в регионе?
10:00
Кто стоит за «УКИКО»: почему управляющая компания из Подмосковья собирает деньги с Челябинска — и остается безнаказанной?
09:30
Задержание ни о чём? Как силовики шумно брали главу диаспоры — и отпустили без обвинений
09:01
Как капремонт на Ямале подорожал на 270% — и почему суд решил, что всё в порядке?
17:30
«Парус» рискует потерять ценный участок бывшего Пензенского велозавода: Росимущество требует аннулировать сделки
16:00
Суд в Уфе расследует коррупционные схемы в госзаказах: на скамье подсудимых чиновники и экс-глава УС-3 ФСИН
15:06
Общественность Краснодара критикует генплан: возможные нарушения прав землевладельцев и многодетных семей
14:14
Скандал с Амираном Торией: как бывший сотрудник Росздравнадзора помогает иностранным производителям медицинских изделий обходить проверки
13:11
Группа «Курганстальмост» пытается взять под контроль банкротство «Комбината КСТ», заявляя многомиллионные претензии по подрядным договорам
Все новости

Братья Михайловы «споткнулись» о кладбище

На фото: Сергей Михайлов
Главное / Экономика
4 684
0
Верховный суд может «поставить крест» на очередном проекте группы «Черкизово»

Скажи беспределу - НЕТ!
Подконтрольная бенефициарам группы «Черкизово» братьям Сергею и Евгению Михайловым Управляющая компания «Михайловский» обжаловала в Верховном суде решение нижестоящих инстанций, отказавших во взыскании более 28 млн рублей со столичного Департамента имущества. Причиной разбирательств стал перешедший в собственность аффилированного с группой Закрытого паевого инвестиционного фонда «Михайловский-Рентный» земельный участок в Новой Москве, часть территории которого оказалась занята близлежащим Рудневским кладбищем. Это препятствует планам братьев Михайловых, проводящих масштабную «девелоперскую экспансию» в Новой Москве и Подмосковье. До этого спорный участок принадлежал ЗАО «Кузнецовский комбинат», созданному в 90-х в Наро-Фоминском районе на землях бывшего совхоза имени 50-летия СССР. Ранее комбинат занимался разведением скота и молочным производством, но теперь предприятие находится в глубоком кризисе и зарабатывает мизерные средства на сдаче в аренду помещений. При этом с ним связаны сомнительные и на сегодняшний день ликвидированные компании-правопреемники - «Восток», «Вектор» и «Гарант», которые в разное время могли использоваться для вывода финансов и активов «Кузнецовского комбината». Более того, входившие в число учредителей и руководство этих фирм Сергей Никитин и Татьяна Федосова оказались «людьми Михайловых», трудоустроенными в принадлежащих семейству коммерческих структурах, либо выступавшими их номинальными совладельцами. В частности, через ООО «Белоусово,6», Федосова была связана с сельхозпредприятием «Яблоневые сады», бенефициаром которого являлась Лидия Михайлова – бывшая жена основателя аграрного бизнеса Игоря Бабаева, мать Сергея и Евгения Михайловых. Сегодня она считается основным акционером «Черкизово» и занимает 95 строчку в рейтинге богатейших российских предпринимателей по версии «Forbes» с состоянием в 1,3 млрд долларов.

Земельный спор из-за могил

В Верховном суде РФ готовятся к рассмотрению необычного спора: ставшая собственником земельного участка на территории Новой Москвы компания обнаружила здесь… «кладбище со вспомогательными инфраструктурными элементами», занимающее площадь более 17 тыс. кв метров.

Подробности этой странной истории сообщает «Коммерсант». Еще в 2010 году пайщики ЗПИФ «Михайловский-Рентный» получили в долевую собственность участок площадью 72,6 тыс. «квадратов» на территории ЗАО «Кузнецовский комбинат». На смежной территории располагается Рудневское кладбище, земли которого спустя восемь лет Департамент имущества Москвы передал ГБУ «Ритуал».

В августе 2018 года, в ходе обследования границ земельного участка с кадастровым инженером, представители нового собственника ООО «Управляющая компания «Михайловский» обнаружили здесь 583 захоронения, самые старые из которых датированы еще 1980 годом. В итоге компания обратилась в столичный Депимущества с предложением выкупить часть территории, занятую погостом, либо возместить ей понесенные убытки.

Ответа из ведомства не последовало, и в марте 2020 года УК направила в московский арбитраж заявление о взыскании с Департамента ущерба в размере 28,5 млн рублей, приведя в качестве аргумента отсутствие своего согласия на использование участка под захоронения. Но суд отказал в удовлетворении исковых требований, сочтя причинение убытков недоказанным.

В процессе разбирательств выяснилось, что Департамент не выдавал разрешения на захоронение на Рудневском кладбище«с момента его вхождения в 2012 году в границы города Москвы и по состоянию на 25 марта 2020 года». Более того, в решении суда отмечено: поскольку кладбище предполагает установление санитарно-защитной зоны, убытки следует требовать с управления Роспотребнадзора по Москве. В довершение всего, арбитраж указал на истечение срока исковой давности, так как компания должна была узнать о нарушении своих прав не позднее 15 февраля 2010 года.

Неприятный сюрприз для совладельцев «Черкизово»

Вынесенное решение поддержали суды апелляционной и кассационной инстанций, и вот теперь УК обратилась в Верховный суд. Как пишет «Коммерсант», в заявлении компании указано, что в нарушение земельного законодательства часть участка с разрешенным использованием «для сельскохозяйственного производства»оказалась «самовольно занята захоронениями». Утверждение о невыдаче с 2012 года разрешений на погребение опровергается актом обследования участка от 17 мая 2019-го, подтверждающим, что на этой земле«хоронили по 2019 год включительно и даже позднее».

По мнению истца, спорную территорию невозможно использовать по назначению, отсюда вытекает обязанность муниципалитета возместить убытки, а отвечать должен имущественный департамент, выступающий«главным распорядителем бюджетных средств Москвы», к тому же именно ему поручено заниматься выбором и регистрацией участков для новых мест захоронений. Что касается срока давности, то в 2010 году участок с могилами не был размежеван, а «визуально определить наложение захоронений не представлялось возможным».

В свою очередь, в Департаменте отказываются брать на себя ответственность за использование участка под Рудневским кладбищем, ссылаясь на его передачу ГБУ «Ритуал». Как бы то ни было, но 31 октября дело передали на рассмотрение Коллегии по экономическим спорам Верховного суда; заседание назначено на 8 декабря.

Причины конфликта представители юридического сообщества усматривают в законодательном разрешении регистрировать право собственности на землю «без установления границ на местности», а также в «правовом нигилизме властей», продолжавших предоставлять землю под захоронения в течение девяти лет после регистрации права собственности на участок пайщиков ЗПИФ. Они задаются вопросом, каким образом, то, что считалось типичной ситуацией в 90-х – начале 2000-х, могло повториться сегодня?

Заметим, еще большее удивление вызывает тот факт, что в столь странную ситуацию попали ни кто-нибудь, а известные бизнесмены Сергей и Евгений Михайловы, бенефициары группы «Черкизово», являющейся одним из крупнейших российских производителей мясной продукции. Именно они являются совладельцами ООО «УК «Михайловский». Семейство рассчитывало возвести на бывшей территории «Кузнецовского комбината» очередной объект, но в итоге получило неприятный кладбищенский «сюрприз».

«Кузнецовский комбинат» от «рассвета» до «заката»?

Какие планы Михайловы связывали со скандальным земельным участком – не уточняется. В минувшем апреле в СМИ появлялись публикации о намерениях совладельцев «Черкизово» возвести индустриально-логистический центр «Бекасово» общей площадью 2,5 млн кв метров рядом с Наро-Фоминском; соответствующее разрешение выдала градостроительно-земельная комиссия Москвы.

Стоимость реализации проекта оценивается в 200 млрд рублей, срок строительства составит порядка четырех-пяти лет.

«Эксперты видят большие перспективы промцентра «Бекасово», поскольку на фоне выбывания из России иностранных компаний в ближайшие годы новые производственные площади в столице будут особенно востребованы теми, кто планирует импортозамещение и экспортный «разворот на Восток», – так прокомментировали предстоящую «девелоперскую экспансию» группы в Стройкомплексе Москвы.


Подписывайтесь на наш канал

Кстати, именно здесь, в Наро-Фоминском районе зарегистрировано АО «Кузнецовский комбинат», расположенное на землях бывшего совхоза имени 50-летия СССР, созданного в 1987 году в соответствии с постановлением Совета министров РСФСР. Портал «Rusprofile» указывает основным видом деятельности комбината«разведение молочного крупного рогатого скота и производство сырого молока»; в то же время, на его сайте говорится, что в настоящее время здесь занимаются «сдачей в аренду помещений и оказанием коммунальных услуг».

Финансовые показатели предприятия свидетельствуют о его глубоком кризисе. Начиная с 2009 года, они неуклонно снижались, в прошлом году при выручке в 2,1 миллиона прибыль составила всего 252 тыс. рублей. Впечатляет стоимость активов, превышающая 481 миллион.

Для сравнения: в далеком 2005 году комбинат задекларировал выручку в размере 180,8 миллиона и прибыль в 99,7 млн рублей. Налицо состояние упадка. Возможно, воспользовавшись экономическими трудностями, братья Михайловы и решили «откусить» часть бывших совхозных земель?
Правопреемники «под ликвидацию»
На первый взгляд, претендентов на активы «Кузнецовского комбината» более чем достаточно. Так, на сайте предприятия его учредителями названы «трудовой коллектив и пенсионеры реорганизованного совхоза». В открытых источниках данные об акционерах отсутствуют, зато указано некое предприятие-правопреемник – ООО «Восход», зарегистрированное в 2016 году и ликвидированное в 2018-м со скромной выручкой в размере 248 тыс. рублей. Обратим внимание: незадолго до этого компания получила контракт «Ростелекома» на аренду нежилых помещений в Подмосковье стоимостью 684 тыс. Не могла ли быть связана ее «утилизация» с выводом финансов от подряда? Сумма, конечно, не колоссальная, но, как гласит поговорка, «в каждой губернии – свои масштабы».

Правопреемниками «утилизированного» «Восхода» выступают ООО «Вектор» и ООО «Гарант». Зарегистрированный в 2018 году «Вектор», основным видом деятельности которого значится строительство жилых и нежилых зданий, на сегодняшний день также ликвидирован с нулевой выручкой, убытком в 1,6 млн рублей и стоимостью активов 65 миллионов. Что касается «Гаранта», специализирующегося на консультациях по вопросам коммерческой деятельности и управления, то он продолжает функционировать, несмотря на официальное отсутствие выручки и прибыли. Кстати, в 2019 году компания задекларировала колоссальные убытки в размере 500,88 млн рублей.

С «Кузнецовским комбинатом» был связан еще целый ряд коммерческих структур разной «степени убыточности», часть из них уже постигла судьба «Восхода» и «Вектора». Складывается впечатление, что с их помощью происходит банальное «раздербанивание» активов бывшего совхоза, чему вряд ли препятствует действующий гендиректор комбината Вахтанги Болквадзе, сам выступавший учредителем нескольких на сегодняшний день ликвидированных сомнительных фирм, годами работавших с нулевыми финансовыми показателями.

Но кто же, в таком случае, стоит за всеми этими аффилированными компаниями? На этот вопрос можно найти ответ. Заметим, что с «Востоком», «Вектором» и «Гарантом» связаны одни и те же физические и юридические лица. Так, в течение определенного времени должность гендиректора «Востока» и «Гаранта» занимал Сергей Никитин. С января текущего года он руководит специализирующимся на управлении активами ООО «Перспектива» – еще одной убыточной структурой, по итогам прошлого года ушедшей «в минус» на 391,5 млн рублей.

Примечательно, что в число совладельцев «Перспективы» входят «Черкизовский мясоперерабатывающий завод» и АО «Куриное царство», аффилированные с группой «Черкизово». Кстати, ранее Никитин выступал соучредителем 13 коммерческих организаций; все они на сегодняшний день ликвидированы. При этом большая их часть связана с бизнесом семейства Михайловых.

Семейство Михайловых «хозяйничает» под Наро-Фоминском?

Но Никитин оказался не единственным «человеком» «мясных олигархов», принимавшим участие в деятельности компаний-правопреемников «Кузнецовского комбината». К таковым относится также Татьяна Федосова – бывший соучредитель «Восхода» и «Вектора». Кроме того, она с 2012 года занимает должность гендиректора убыточного ООО «ПФ-Инвест», специализирующегося на сделках с недвижимостью и имеющего статус микропредприятия. В августе прошлого года основным владельцем этой фирмы стало уже знакомое нам ООО «УК «Михайловский», оказавшееся в центре скандала с покупкой «кладбищенского» участка.

До 2017 года Федосова являлась соучредителем ликвидированного ООО «Белоусово,6», правопреемником которого стала неоднократно упоминаемая нами компания «Восход». Его основным владельцем являлось занимающееся сельскохозяйственной деятельностью ООО «Яблоневые сады». Эта структура интересна нам не столько своими убытками, составившими по итогам прошлого года 2,1 млн рублей, сколько бывшими совладельцами. Таковыми выступали бермудский офшор «Сиджи Трейд ЛТД» и Лидия Михайлова– бывшая супруга основателя группы «Черкизово» Игоря Бабаева и соответственно, мать Сергея и Евгения Михайловых.

Проживающая в Лондоне госпожа Михайлова входит в число основных акционеров «Черкизово» и в прошлом году заняла 95 строчку рейтинга 200 богатейших предпринимателей России по версии «Forbes»: издание оценило ее состояние в 1,3 млрд долларов. А теперь напомним, что еще в 2010 году участок площадью 72,6 тыс. кв метров, ранее принадлежавший «Кузнецовскому комбинату», перешел в долевую собственность пайщиков Закрытого паевого инвестиционного фонда «Михайловский-Рентный». Так вот, этот фонд также связан с семейством Михайловых.

Получается, что «мясные короли» могут быть замешаны в начавшемся примерно в то же время и продолжающемся до сих пор кризисе комбината? И не выводились ли его финансы и активы, через «проверенных» людей, на структуры, связанные с «Черкизово»? Ведь территории бывшего совхоза гораздо больше, чем те, над которыми установил контроль ЗПИФ, а братья проводят настоящую «девелоперскую экспансию» в Новой Москве. Вот только с погостом они просчитались, да и суды им явно не благоволят, так как законодательные нормы запрещают вести на территориях санитарно-защитных зон кладбищ строительство объектов, деятельность которых не связана с их обслуживанием. Выходит, олигархам придется «подвинуться»?

0 комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: