Схемы с ценными бумагами удерживают девелопера от дефолта?
В рамках оферты по выпуску облигаций серии БО-П11 девелоперская Группа «Самолет» погасила облигации на сумму 13,6 млрд рублей из 20 миллиардов всего выпуска, также дополнительно выкупив ценные бумаги той же серии еще на 3,9 млрд рублей. Таким образом, удалось снизить долговую нагрузку девелопера более чем на 20%. Между тем, в сети облигационную схему сравнивают с финансовой пирамидой, когда компания пытается избежать дефолта, выплачивая старые долги с помощью нового выпуска. Параллельно акцентируется внимание на резком ухудшении финансовых показателей «Самолета». В частности, по итогам 2024 года котировки акций девелопера упали на 72,98%, а объем продаж первичной недвижимости в натуральном выражении снизился на 17%.В первом полугодии снижение чистой прибыли составило 49%, общий долг на тот же период вырос на 23%и составил 630,7 млрд рублей. Возросло количество штрафных санкций за несоблюдение сроков сдачи жилых объектов. На этом фоне в группе произошла смена гендиректора: в прошлом в ноябре руководящий пост заняла Анна Акиньшина, ранее работавшая в структурах Сбербанка. Ряд СМИ и Telegram-каналов связывали это назначение со стремлением бенефициаров группы исправить финансовое положение путем привлечения денежных средств кредитного учреждения. Во многом позиции холдинга подорвали сообщения о предстоящей продаже доли основным акционером – Михаилом Кениным. И хотя сам Кенин в итоге опроверг эту информацию, из числа акционеров «Самолета» вышел совладелец Группы «Киевская площадь», скандально известный миллиардер Год Нисанов, выкупивший 10%в уставном капитале застройщика в 2021 году. Нисанов занимает пост общественного советника губернатора Подмосковья Андрея Воробьева, который мог убедить олигарха войти в капитал застройщика. Самого чиновника с «Самолетом» связывают семейные интересы: его родной брат Максим Воробьев через АО «Инвестиционная группа 11» контролирует долю в компании «Самолет две столицы», входящей в структуру холдинга. «Зеленый свет» в Подмосковье семейству Воробьевых дал Сергей Шойгу, руководивший регионом с мая по ноябрь 2012 года и фактически передавший область «в наследство» сыну своего давнего друга и сослуживца Андрею Воробьеву, назвавшему министра своим «крестным отцом в политике».«Самолет» озаботился облигациями
Девелоперская Группа «Самолет» сообщила об итогах оферты по выпуску облигаций серии БО-П11, в рамках которой погасила облигации на сумму 13,6 млрд рублейиз 20 миллиардоввсего выпуска. Кроме того, компании холдинга выкупили ценные бумаги той же серии на 3,9 млрд рублей. Таким образом, публичный долг сократился на 17,5 миллиарда, что соответствует «целям по последовательному снижению долговой нагрузки и проактивному управлению имеющимися обязательствами».«Следуя ранее озвученным планам, мы предложили нашим инвесторам в рамках оферты по облигациям серии БО-П11 возможность остаться в бумаге, получив увеличенный купон. При этом с учетом волатильной рыночной конъюнктуры и наличия альтернатив у инвесторов были готовы к тому, чтобы погасить весь объем выпуска. В результате оферты мы погасили облигации на сумму 13,6 млрд рублей и дополнительно выкупили бумаги на 3,9 млрд рублей, снизив тем самым долг группы на существенную величину – более 20%от размера всего публичного долга «Самолета», – комментирует ситуацию финансовый директор группы Нина Голубничая.

Финансовая «пирамида» в условиях кризиса
Ряд Telegram-каналов сравнили облигационные сделки «Самолета» с деятельностью печально известной финансовой пирамиды МММ: дескать, с помощью нового выпуска выплачиваются старые долги, а сама компания, таким образом, пытается оттянуть неизбежный дефолт. При этом в конце января девелопер объявлял о повышении ставки купона по биржевым облигациям серии БО-П11 с 12,7%до 26%годовых, подчеркнув, что увеличенный размер выплат будет применим к предстоящим купонным периодам до февраля 2027 года. Это обстоятельство также вызывает много вопросов.Нисанов ушел, Кенин остался
Отдельно разговора заслуживает тема ухода акционеров. В прошлом ноябре «Forbes» писал о планах бизнесмена Михаила Кенина продать принадлежащие ему 31,6%в уставном капитале застройщика. Причем возможную сделку источники издания объясняли именно «финансовыми проблемами группы». Спустя неделю представитель Кенина официально опроверг информацию о возможной продаже доли, назвав ее «необоснованными слухами».Бизнес «на авторитете» губернатора Воробьева?
Кстати, Год Нисанов является советником губернатора Подмосковья Андрея Воробьева на общественных началах. Не исключено, что именно госчиновник убедил миллиардера в перспективности сотрудничества, ведь у главы региона в теме с «Самолетом» имеется собственный интерес: как известно, его родной брат Максим Воробьев входит в число бенефициаров девелоперского холдинга. В феврале прошлого года «Ведомости» писалио принадлежащих его структуре 25%в уставном капитале ООО«Самолет две столицы», входящей в группу и ведущей строительство в Москве и Санкт-Петербурге (с декабря пост гендиректора компании занимает уже знакомая нам Анна Акиньшина).Речь идет об АО «Инвестиционная группа 11», данные об учредителях которого в открытых источниках отсутствуют. Тем не менее, известно, что Максим Воробьев входил в число совладельцев этой компании. Возможно, свое прямое участие бизнесмен предпочел скрыть после того, как в октябре 2020 года в инвестиционном меморандуме «Самолета» его присутствие в качестве акционера фигурировало в разделе о потенциальных рисках для инвесторов. Там же упоминался миноритарий Дмитрий Голубков– действующий депутатМосковской областной думы от «Единой России», брат одного из основных акционеров группы Павла Голубкова.
«В результате некоторые из проектов группы (особенно те, которые расположены в Московской области) могут восприниматься общественностью как прямо или косвенно получающие выгоду от положения или политического авторитета братьев Голубкова или Воробьева», – цитировал фрагмент меморандума портал РБК.
Однако связи «Самолета» с Подмосковьем гораздо теснее, чем может показаться из всего сказанного выше. Дело в том, что семейство Воробьевых поддерживает давние дружеские связи с бывшим министром обороны Сергеем Шойгу. Более того, отец двух братьев Юрий Воробьевзанимал пост заместителя Шойгу в бытность последнего главой МЧС. Не стоит забывать и о том, что с мая по ноябрь 2012 года министр был подмосковным губернатором и сменил его в этом качестве ни кто иной, как Андрей Воробьев.
Получается, уходя в Минобороны, Шойгу оставил пост «в наследство» сыну давнего друга-сослуживца? В этом контексте следует напомнить слова Андрея Воробьева, сказанные им в 2012 году, о том, что он считает министра своим «крестным отцом в политике». К счастью для подмосковного губернатора, скандальная отставка главы Минобороны не привела к падению курса его собственных «политических акций».
А вот будущее «Самолета» сегодня находится под большим вопросом и схемы с облигациями, удерживающие его «в полете», могут всего лишь отсрочить неизбежный крах «строительно-финансовой пирамиды». Видимо, какое-то время нам еще предстоит понаблюдать за усилиями госпожи Акиньшиной и ее команды топ-менеджеров. Год Нисанов тоже предусмотрительно выбрал позицию стороннего наблюдателя.